Ритейл Сервис
Комплексная автоматизация бизнеса
г. Барнаул пр-т Калинина, д. 116/44

Маркировка рекламы в 2023 году: главное, что нужно знать бизнесу

photo1693988031.jpeg

В сентябре вступили в силу новые положения ФЗ «О рекламе». Теперь нужно маркировать рекламу и передавать данные о ней в ЕРИР — Единый реестр интернет-рекламы. Там хранятся все данные о рекламе: кто её распространяет, где её размещают, сколько денег потрачено и так далее. Напрямую данные в ЕРИР передавать нельзя. Это делают через оператора рекламных данных (ОРД).

Как маркировать?

  • получить в личном кабинете ОРД уникальный буквенно-цифровой идентификатор (токен);
  • разместить токен в объявлении — например, в кликабельной ссылке, в тексте или поверх изображения;
  • разместить на объявлении маркер «Реклама»;
  • разместить на объявлении информацию о рекламодателе.

Как заявил Роскомнадзор, такие изменения повысят прозрачность рекламного рынка и защитят потребителей от мошенников и запрещённого контента

Что маркировать?

Маркировать нужно всю интернет-рекламу, которая распространяется на территории РФ. По закону, рекламой считается все, что соответствует трём критериям:

  • распространяется для того, чтобы привлечь внимание к продукту / компании;
  • направляется неопределённому кругу лиц;
  • передаётся любыми способами и в любой форме.

То есть маркировать нужно любые объявления и публикации — платные и бесплатные, — которые продвигают товар или услугу: видео, посты, эфиры, истории, гиперссылки и тизеры. При этом каждому варианту отображения нужно присваивать отдельный токен.

Не нужно маркировать:

  • рекламу собственных товаров в email-рассылках и пуш-уведомлениях для своей базы клиентов;
  • рекламу в составе теле- и радиопередач, которую публикуют в интернете без изменений в сравнении с первоисточником;
  • социальную рекламу — это реклама, которую создают, чтобы менять поведение людей в социуме. К социальной рекламе относятся, например, баннеры об опасности вождения в нетрезвом виде.

Точных разъяснений по каждому виду публикаций еще нет, пока большинство рекламодателей маркируют только таргетированную рекламу, контекстную и видеорекламу.

С кем маркировать?

Мы уже писали, что процесс маркировки - не самостоятельный. В нем участвует несколько сторон:

  • Рекламодатели — те, кто продает свои товары или услуги.
  • Посредники — рекламные агентства и фрилансеры, если компания пользуется их услугами.
  • Рекламные системы или рекламораспространители — сервисы, которые размещают рекламу. Например, myTarget, «Яндекс Директ» или блогеры.
  • Рекламная площадка — сайты или приложения, где публикуют рекламу.
  • Оператор рекламных данных (ОРД) — это компания, которая собирает информацию о рекламе и передаёт её в реестр. По состоянию на сентябрь 2023 года статус ОРД получили Сбер, ОРД Яндекса, ОРД VK, Ozon ОРД, «МедиаСкаут» от МТС, ВымпелКом и Амбердата.

Как теперь запускать рекламу

Если вы запускаете рекламу ВКонтакте, Яндексе, Озон и других площадках со своими ОРД, - выдыхайте! Вам требуется только добавить информацию о себе в рекламном кабинете. Площадки автоматически маркируют рекламу и передают данные в ЕРИР.

Если вы запускаете рекламу самостоятельно на других площадках:

Заключайте договор с ОРД вносите в личный кабинет данные о себе (ИНН, наименование, код ОКВЭД) и договоре — номер, дату, предмет договора. Получайте токен и запускайте рекламу.

Когда рекламная кампания закончится, в течение месяца передайте в ОРД отчёт по креативам и статистику объёмов показа.

Если вы запускаете рекламу через посредников на других площадках:

Посредники заключают договор с ОРД, вносят данные о себе, заказчике и рекламораспространителе; после завершения проекта — данные о рекламной кампании.

Как получать токен и где его размещать

Токен может получить любой участник цепочки. Это нужно сделать до запуска рекламы. Обычно получением токена занимается тот, кто готовит креативы.

Чтобы получить токен, подрядчик создаёт рекламное объявление и отправляет его в ОРД, указывая все данные о рекламной кампании и участниках цепочки. ОРД не проводят модерацию, поэтому токены присваивают мгновенно.

Токен можно разместить:

  • В кликовой ссылке
  • В тексте поста в формате erid: XXX
  • При публикации изображений — поверх изображений
  • В видеороликах — поверх видео или в начале видеоролика

Кроме токена, на объявлении нужно разместить пометку «Реклама» и информацию о рекламодателе. Требований к размеру или шрифту рекламной пометки в законе нет, но она должна быть заметной и хорошо читаться.

Главное о маркировке рекламы

  • Маркировать рекламу — значит получить токен, разместить на объявлении маркер «Реклама» и информацию о рекламодателе.
  • Маркировать нужно всю интернет-рекламу, которая распространяется на территории России.
  • Перед запуском рекламы нужно заключить договор с оператором рекламных данных (ОРД). Он будет собирать информацию о рекламе и передавать её в единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР).
  • За отсутствие маркировки рекламы предусмотрена административная ответственность. Размер штрафа зависит от вида нарушения и от того, кто его совершил. В некоторых случаях штрафы могут достигать 700 тысяч рублей.
  • Участники рекламной цепочки сами распределяют обязанности по маркировке рекламы и сферы ответственности. Полностью снять с себя ответственность за маркировку может только рекламодатель — в случае, если это прописано в договоре.
07.09.2023