СМИ о нас

10.09.2010

Зачем контролировать авансы покупателей?

Савченко Татьяна Анатольевна, финансовый директор ГК «Ритейл Сервис».

Эл.почта: sta@rssib.ru

Кредиторская задолженность покупателей воспринимаются большинством предпринимателей как бесплатный денежный ресурс, при этом упускается, что этот ресурс дан на очень короткое время и тоже стоит денег, т.к. все авансы полежат обложению или НДС или единым налогом. Между тем, аванс покупателя - это скорее незарегистрированная прибыль подразделения. Поэтому, если на конец месяца у нас числятся авансы, то на балансе мы имеем убыток в размере начисленного (со всей суммы) НДС (при ОСНО) либо ЕН (при УСН). А ведь кредиторская задолженность покупателя может потом и не использоваться покупателем в целях покрытия будущих реализаций, а значит, и не быть прибылью вообще.

Кроме этого, если не контролировать сроки исполнения обязательств, то просроченные авансы несут в себе и другие коммерческие риски, оценить которые представляется довольно сложно. Ведь несвоевременное закрытие авансов сопровождается риском утраты доверия клиента и наработкой отрицательной репутации на рынке. С другой стороны, несвоевременная отработка аванса несет риски непринятия оказанных услуг покупателем и возврат аванса по оказанным услугам, что ведет к понижению финансового результата и  дополнительной нагрузке на бухгалтерию по учету претензионных операций и подачи уточненных деклараций по налогам.

И стоит ли содержать на балансе такой пассив? Попробуем рассчитать  отвлечение средств на расходы по налогам краткосрочного периода, в котором у нас образуются незакрытые авансы покупателей:

Смоделируем ситуацию на примере продаж товаров на 100 000 руб. (с НДС) с себестоимостью 59 300 руб. (без НДС):

Поступление денежных средств в размере 100 000 руб. в случае отгрузки товара по этому авансу, нужно будет заплатить НДС - 100 000/118*18 - 59 300*18% = 4 580 руб., Налога на прибыль - (100 000/118*100 - 59300)*20% = 5 089 руб.  Итого налогов к уплате - 9 669 руб.

В случае, если отгрузка не совершена, то предстоит заплатить НДС с аванса - 100 000 /118*18 = 15 254 руб., а в отчете о прибылях и убытках дохода по этой сделке так и не увидим..

Если организация, просрочившая аванс, облагается по УСНО, то в бюджет нужно будет оплатить столько же, сколько и при совершении реализации (6% от 100 000 руб. = 6 000 руб.), только прибыль также не сформируется, а риск возврата денежных средств будет достаточно велик.

Таким образом, получается, что по итогам этого отчетного периода в бюджет нужно будет заплатить налогов по ТСНО больше на 5 585 руб., а по УСНО - 6000 руб. надо заплатить раньше, чем сделка осуществлена.  Может получиться, что в следующем квартале придется заплатить и эти налоги, и вернуть денежные средства покупателю в полном размере... а потом, может, и ждать возврата этих налогов из бюджета. Срок, на который отвлекаются эти средства, определяется  периодом оборота кредиторской задолженности покупателя (сроком исполнения обязательства по поставке товара) плюс период до подачи декларации по этому налогу. В условиях дефицита денежных средств такие операции для организации крайне не желательны.

Конечно, получение аванса - это страховка сделки и, в наших силах, в данной ситуации своевременно исполнять обязательства, не допуская просрочек и перебоев с поставками.

Подобный расчет заставляет относиться к получаемым авансам с большим вниманием, нежели наслаждаться «бесплатным» ресурсом. Для этого нужно разобраться в причинах возникновения просроченных авансов. Причинами же могут быть и несвоевременность выполнения обязательств со стороны нашей компании, и ошибочное перечисление клиентами сумм в повышенном размере, и невнимательность бухгалтера при закрытии авансом реализации (если в компании ведется учет обязательств по договору в разрезе каждого документа), и, даже, несвоевременно выписанная реализация (особенно, если в организации оказываются услуги по ежемесячному обслуживанию, и по условиям договора, клиент оплачивает абонентскую плату авансом).

Чтобы минимизировать риски, связанные с возникновением просроченной кредиторской задолженности, нужно уже в момент платежа четко определять поступающий платеж, и своевременно совершать действия по отработке авансов. Для этого целесообразно регламентировать этот процесс. И так как кредиторская задолженность покупателей тесно связана с дебиторской задолженностью,  регламентировать работу с кредиторкой лучше совместно с регламентацией работы с дебиторской задолженности в одном документе.

Для контроля авансов покупателей в компании «Ритейл Сервис» регламент по контролю дебиторской задолженности был дополнен положениями о работе с авансами покупателей и изменена форма реестра задолженности.

Выдержки из регламента работы с дебиторской и кредиторской задолженностью

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящий регламент подлежит исполнению во всех подразделениях ГК «Ритейл сервис».

1.2. Ответственными за исполнение настоящего регламента являются руководители основных бизнес-направлений, которые назначают конкретных исполнителей, ответственных за контроль авансов, из числа подчиненных им сотрудников. 

1.3. Ответственным за своевременное  проведение взаимозачетов по закрытию дебиторской задолженности является главный бухгалтер.

1.4. Ответственным за согласование и актуализацию настоящего регламента является финансовый директор.

...

2. ЦЕЛИ КОНТРОЛЯ АВАНСОВ ПОЛУЧЕННЫХ ОТ ПОКУПАТЕЛЕЙ:

2.1. Своевременное закрытие дебиторской задолженности покупателей;

2.2. Своевременное исполнение обязательств компании о поставке товаров и оказании услуг или возврате излишне перечисленных сумм.

3. Правила контроля авансов покупателей

3.1. Авансы полученные являются кредиторской задолженностью учитываются в составе пассивов на балансе конкретного бизнес-направления в разрезе договоров в момент их образования (получения оплаты от покупателя).

3.2. В случае получения денежных средств без ссылки на заказ или реализацию, денежные средства учитываются как предоплата по указанному договору и в дальнейшем подлежат зачету в счет оплаты за реализацию по методу ФИФО.

3.3. Если по данному контрагенту нет документа реализации или Заказа, то такой документ должен быть создан менеджером в течении 4-х дней с момента получения аванса либо нужно подготовить  письмо о зачете этой суммы по другому договору и согласовать его с покупателем, иначе такие авансы считаются ошибочно перечисленными и, после проведения сверки,  подлежат возврату отправителю денежных средств.

3.4. Ответственным за определение подразделения-получателя денежных средств является бухгалтер, вносящий в учет соответствующую выписку банка.

3.5. Если при получении денежных средств невозможно определить отдел-получатель денежных средств, то такие авансы полученные учитываются на отдельном субсчете к счету 76. С отправителем денежных средств бухгалтером производится и подписывается  сверка, выявляются возможные задолженности по другим организациям на предмет проведения взаимозачета, иначе сумма переплаты подлежит возврату контрагенту по его письму, либо самостоятельно по истечении 1 месяца с момента их получения. Ответственным за своевременный возврат полученных сумм, ошибочно перечисленных контрагентами, является  главный бухгалтер.

3.6. Сроки контроля авансов полученных. Критической датой закрытия авансов полученных является:

3.6.1. Если аванс поступил по «Заказу покупателя» - дата, указанная в поле «Отгрузка»;

3.6.2. Если аванс поступил без «Заказа покупателя», либо в поле «Отгрузка» дата не указана, то берется дата получения аванса плюс 30 дней.

3.7. Для контроля за своевременностью закрытия дебиторской задолженности покупателей используется отчет «Реестр дебиторско-кредиторской задолженности по покупателям».

3.8. Ответственными за своевременным использованием аванса покупателя в счет закрытия его дебиторской задолженности являются менеджеры, отвечающие за работу с дебиторской задолженностью.

3.9. Отчет «Реестр дебиторско-кредиторской задолженности по покупателям» с комментариями по просроченным долгам предоставляется по  электронной почте (формат Excel) финансовому директору еженедельно, по четвергам до 14-00.

...

Разработанный реестр дебиторско-кредиторской задолженности покупателей позволяет одновременно группировать и дебиторскую и кредиторскую задолженность покупателей в разрезе разных подразделений и юридических лиц компании:

Причем, если аванс просрочен, то дата закрытия аванса выделяется красным цветом.

Сгруппированный таким образом отчет, позволил в одном месте увидеть картину взаиморасчетов по всем договорам покупателей. Работа с этим отчетом облегчила поиск информации о незакрытых документах реализации и сразу сняла вопросы своевременности проведения поступающих оплат по ним. Так как отчет позволяет видеть информацию в разрезе всех юридических лиц компании, то стало гораздо легче готовить документы на взаимозачет по встречным обязательствам.

Регламентация контроля авансов позволила бухгалтерам компании более точно и однозначно классифицировать поступающий платеж: теперь излишне перечисленные денежные средства бухгалтерия учитывает на отдельном субсчете к счету 76 и не начисляет с них НДС к уплате, что позволяет нам не отвлекать денежные средства на оплату НДС или единого налога (при УСНО) по ним. А это особенно актуально в условиях дефицита свободных денежных средств.

В результате внедрения этого регламента, проведенные мероприятия по инвентаризации кредиторской задолженности и возврату излишне перечисленных сумм, учитываемых ранее в авансах на счете 62, единовременно позволили уменьшить  выплаты НДС в бюджет почти на 70 т.р.

Алтайский центр финансового консалтинга

Подождите, идёт загрузка данных... Закрыть