СМИ о нас

28.10.2016

Алтайский ритейл начинает переход на новые кассы почти вслепую, но иначе не успеет

В Алтайском крае зарегистрировано около 30 тыс. касс. С 1 июля будущего года все они  должны начать в режиме онлайн передавать данные о покупках в налоговую службу . Причем уже с февраля 2017-го  в налоговой можно будет зарегистрировать только технику нового образца, которая сразу же должна начать работать по-новому. Таковы требования обновленного Федерального закона № 54-ФЗ "О применении кон трольно-кассовой техники". Чтобы адаптироваться к ним, предпринимателям придется потратиться на переоборудование и научиться работать по новым правилам. У специалистов IT-отделов все еще остаются вопросы к системе. Аврала в последние месяцы до перехода не избежать, прогнозируют они.


Знакомьтесь, новая редакция

"Прежде техника работала в режиме офлайн, — рассказывает “СК” Павел Старцев, генеральный директор компании “Ритейл Сервис”. — Поставив ее на учет в налоговой, предприниматель отчитывался в рамках текущих балансов. У недобросовестных была возможность не показывать всю базу — “скручивать” кассовые ленты, а налоговикам приходилось тратиться на проверки. По новому закону контрольно-кассовая техника (ККТ) будет передавать данные в налоговую в режиме онлайн".

В кассе заменят модуль "электронная контрольная лента защищенная" (ЭКЛЗ). Раньше он накапливал информацию, шифровал ее и хранил. Сейчас разработана другая модель. Вместо ЭКЛЗ установлен фискальный накопитель. Он зашифрует чеки и передаст в налоговую по сети интернет, а покупатель по желанию сможет получить электронный чек на свой телефон или почту.

Между предпринимателем и налоговой появится оператор фискальных данных (ОФД). Эта структура будет принимать информацию и перенаправлять ее налоговикам. "Она появилась, чтобы снять нагрузку с госбюджета, ведь необходимая техника для передачи и хранения информации дорогостоящая", — поясняет Андрей Чистяков, специалист Управления Федеральной налоговой службы (УФНС) по Алтайскому краю.

Данные с кассовых аппаратов поступают в ОФД сразу, однако на случай неполадок техники или в Сети предусмотрены послабления в сроках — до 30 дней. Если передача сведений не происходит и за это время, оператор направляет уведомление на кассу или в личный кабинет предпринимателя.

"Система передачи данных защищена серьезно. Модель рисков разрабатывала компания НПО “Атлас”, которая работает с ФСБ России. Простыми инструментами ее не сломать", — добавляет Павел Старцев.


Опять затраты

По оценкам специалистов, переход на новую систему займет у предпринимателя от одного месяца до полугода. Новшества потребуют от всех участников рынка усилий и капиталовложений. Если сейчас в реестр разрешенных к использованию касс внесено 200 моделей, то в новом — пока 36. "Там появятся и другие модели. Они сейчас проходят регистрацию", — говорит Павел Старцев.

Новые кассы стоят 20–35 тыс. рублей в зависимости от того, с какой нагрузкой технике придется работать. Если же у предпринимателя стоит модель из нового реестра, он сможет обновить ее примерно за 16 тыс. руб­лей. "Практика показывает, что кассы, которые интенсивно работали в течение пяти лет, модернизировать нет смысла. Они выработали свой ресурс и будут часто ломаться", — говорит Старцев.

Еще одна статья расходов — программное обеспечение для управления кассами. Кому-то его придется доработать, кому-то — внедрить с нуля. И, наконец, налогоплательщик должен будет заключить договор с одним из пяти ОФД. Обслуживание одной кассы стоит 3 тыс. рублей в год. Плюс, возможно, появится еще сеть агентов. Стоимость их услуг пока непонятна.

Вместе с тем новая версия закона не требует обязательного заключения договора с центром технического обслуживания (без него нельзя было зарегистрировать кассу в налоговой). Впрочем, по факту сотрудничать с ЦТО все-таки придется. Особенно на стадии перехода на новое оборудование и в целом на новую систему работы.

Узкие места

По словам Павла Старцева, налоговая уже провела эксперимент, в котором протестировала систему. Результатами специалисты довольны. Однако исполнители говорят о множестве "узких мест". Так, уже в сентябре налоговики должны были предоставить возможность зарегистрировать кассы через личные кабинеты, а в октябре планировался запуск системы в тестовом режиме. По факту кнопка для регистрации касс появилась только в 20-х числах октября, но по состоянию на 24 октября она еще не работала. А еще предстоит заключить договор с ОФД, чтобы попробовать работать с ним в тестовом режиме.

"Мы представляем крупную сеть, в которой 3,5 тыс. касс. Чтобы успеть все перевести на новую систему, начинать нужно уже сейчас, не дожидаясь, когда систему наладят. Сейчас мы приобрели 20 касс нового образца и планируем протестировать их, — рассказал altapress.ru директор по ИТ-технологиям компании “Мария-Ра” Владимир Назаров. — Но на данный момент еще ни один производитель касс на 100% не поддержал требования закона. Еще один серьезный вопрос — переход на новое программное обеспечение. Как будет работать передача данных в налоговую, приходится решать на ходу".

Пока открыт вопрос с предоставлением покупателям электронных чеков. С одной стороны, это полезная опция. Такие чеки легитимны и являются доказательством покупок, в том числе товаров с гарантийным сроком. Их можно встроить в компьютерные программы домашней бухгалтерии и оперативно контролировать своих расходы. С другой стороны, чтобы получить его, покупатель должен назвать кассиру свой номер телефона или e-mail, который тот направит оператору фискальных данных для формирования чека.

Как будет решен вопрос защиты персональных данных, непонятно. Кто будет оплачивать услуги мобильных операторов за пересыл сообщения покупателю, как вводить адрес электронной почты (у касс на клавиатуре нет букв) — на эти вопросы у Владимира Назарова ответов пока нет. "Официальные представители, участвующие в разработке системы, до сих пор однозначно не ответили, обязаны мы предоставлять бумажный чек или нет. Это тоже важный вопрос. Чек нового образца длиннее. В нем появилось больше информации, в том числе QR-код. Мы должны заложить расходы на кассовую ленту", — продолжает Назаров.

Кроме того, системе только предстоит "научиться" поддерживать агентские продажи (когда на территории магазина работает другой предприниматель, товар которого отбивают через общую кассу).

По словам представителей "Ритейл Сервиса", покупать кассы нового образца предприниматели пока не спешат. По сути, продано и подготовлено к продаже только несколько десятков, и специалисты готовятся к авралу последних месяцев. "Пока мы не спешим переходить на новую систему, — говорит коммерческий директор сети быстрого питания “Грильница” Максим Тушков. — Техника у нас хорошего уровня, и модернизировать ее будет не сложно. А вот как заработает система, пока непонятно, в том числе и нашему бухгалтеру".

В УФНС altapress.ru рассказали, что сейчас с предпринимателями идет разъяснительная работа. Проходят специальные семинары, встречи с производителями касс и представителями ОФД. Уже с 1 февраля, зарегистрировав новую кассу или перерегистрировав старую, предприниматель обязан включиться в новую систему: отправлять отчеты в налоговую по новой схеме. До момента, когда старая техника будет незаконна, останется четыре месяца. Будет ли готова налоговая, пока неясно.


Кто должен перейти на новую систему

Согласно Закону № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники" на новые кассы должны перейти "все организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие расчеты с населением на территории РФ: розничные магазины, кафе, рестораны, аптеки, АЗС, юридические фирмы, лотереи, интернет-магазины, вендинг и другие организации, оказывающие услуги населению".

Внедрение новых правил разбито на несколько этапов. С 1 февраля 2017 года на учет будет ставиться только новая ККТ. Применять ее обязаны все, кроме ИП, работающих на патенте и ЕНВД, и сельхозпроизводителей (за исключением продажи подакцизных товаров). Малый бизнес может не применять ККТ до 1 июля 2018 года.

Комментарий

Виктор Солдаткин,  
директор по ИТ технологиям компании "Новэкс":

Государству переход на обновленный Закон № 54 ФЗ выгоден. Система станет более прозрачной, появится возможность анализировать информацию о стоимости товара, в том числе с учетом скидок, контролировать цены на социально значимые товары и т. д.

Законодатель говорил и о том, что предприниматель будет экономить на эксплуатации касс, когда заработает Закон № 54-ФЗ. Сейчас это не очевидно. Да, отменили обязательное заключение договоров с центром технического обслуживания (сейчас его наличие обязательно). Однако появилась статья расходов на заключение договора с оператором фискальных данных. Нам предстоит понять, за какие опции работы новой системы еще придется доплачивать.

Суммы штрафов

10 тыс. руб. — если ККТ не соответствует требованиям.

10 тыс. руб. — чек не отправлен покупателю.

30 тыс. руб. — торговля без ККТ.

Цитата

Ирина Чанцева,  
владелица брендовых магазинов одежды в Барнауле:

Мы получили уведомления о том, что в соответствии с Федеральным законом № 54-ФЗ должны обновить свои кассы. Будем менять, а что нам остается делать? Уже знаем, что аппарат будет стоить порядка 30 тысяч рублей. У нас десять точек. Умножить легко! Заработать трудно... В гараже моего папы свалка из великолепных новых аппаратов "Самсунг". Они оказались там, когда почему-то вышли из реестра. В Германии в магазинах до сих пор вижу подобные кассы. Теперь в папином гараже появится еще большая куча других аппаратов. Прекрасный бизнес для кого-то.

Цифра

Около 30 тысяч касс Алтайского края должны заработать по-новому в июле 2017 года.

Источник: ИД Алтапресс.

ИД Алтапресс

Подождите, идёт загрузка данных... Закрыть